Проектное образование продвигает культурную трансформацию

e3b27f

Источник: rodovid.me

«Нам нужно образование для коллективного проживания, а не для индивидуального развития. Человечество должно развиваться в коллективе, включающим при этом и другие виды, проживающие на планете». Брайан Гудвин (Brian Goodwin, 2001).
Это история Даниэля Кристиана Вала, продвигающего идеи устойчивого развития и экологичности, описанная им в блоге социальной сети «Медиум» и переведенная нами на русский язык. Далее от лица автора.

В 2001 году, после неудачной попытки создать образовательный центр занимающейся пропагандой устойчивого развития на юге Испании, я поступил в магистратуру колледжа Шумахера. В то время слово «устойчивость» еще не вошло в словарный запас большинства промышленных дизайнеров и преподавателей. Мое обучение конструированию проходило через изучение и применение идей «Пермакультуры» Билла Моллисона, описанных в книге «Руководство для дизайнера» (1988), а также курсов и стажировок в Центре альтернативных технологий в Уэльсе. Именно там я узнал о дизайне деревянных каркасных конструкций, системах очистки сточных вод, компостных туалетов и строительстве автономных фотогальванических, микро-ветровых и микро-гидросистем.
В колледже Шумахера мне посчастливилось учиться у Джона Тодда и Нэнси Джек-Тодд, двумя старейшинами области экологического дизайна и соучредителями Института Новой Алхимии в 1969 году, а также моим преподавателем был Дэвид Орр, ведущий специалист по охране окружающей среды в США. Проведя 3 недели с ними в уникальной обстановке я вдруг понял, что мы должны взаимодейсвтвовать с природой и выражать свое отношение к ней через дизайн. Как объясняет Дэвид Орр:
«Проблема заключается в том, как люди взаимодействуют с биосферой. Именно в этом кроется проблема дизайна и философия дизайна. Сама идея того, что нам нужно построить устойчивую цивилизацию, должна быть широко распространена и быстро внедрена». — Дэвид У. Орр (2002: 50)
В своей дипломной работе я утверждал, что «экологический дизайн — это процесс, который рассматривает возможные решения в целостном контексте», то есть дизайн должен учитывать состояние всей системы и быть направлен на ее оздоровление.
Во время моего пребывания в колледже Шумахера я познакомился с профессором Ситоном Бакстером, который оказался одним из чудесных наставников из всех, с кем мне приходилось сталкиваться на своем пути обучения. Прочитав мою диссертацию, он предположил, что мне захочется углубить свои исследования в области дизайна. Он создал Центр изучения естественного дизайна в Университете Данди и пригласил меня в свой Центр, предложив мне стипендию для поддержки моих докторских исследований. В результате в январе 2006 года я защитил кандидатскую диссертацию «Дизайн для здоровья людей и планет».
В 2008 году Ситон и я являлись соавторами статьи, в которой мы предположили, что именно дизайнер должен выступать в поддержку более устойчивых и культурно преобразующих решений:
«Создание устойчивого дизайна требует пересмотра наших привычек, образа жизни и практики, более того оно предполагает переосмысление самого понятия дизайна. Устойчивость — это процесс коэволюции в котором участвуют различные виды на местном, региональном и глобальном уровнях. Переход к устойчивому развитию связан с созданием человеческой цивилизации, которая будет заботится о планете».
С тех пор применение интегральной теории для проектирования было рассмотрено рядом специалистов по дизайну и ученых. В работе «Дизайн-образование для устойчивого будущего» Роб Флеминг задал важный вопрос: как дизайнеры могут лучше отражать дух времени в новом веке, продвигая идеи устойчивости? Флеминг подчеркивает, что «развитие дизайнерских профессий в высших состояниях сознания не требует сдвига парадигмы, так как он трансцендентен к новому более интегрированному мировоззрению и включает в себя все предшествующие теории». Более того, ученый уверен, что правильный подход признает сохраняющуюся ценность всех предыдущих теорий и играет существенную роль в установлении нового дизайнерского сознания не как выбор между прошлым и настоящим, но а скорее как дополнительная мотивация для обеспечения устойчивости.
В то время, когда мы тонем в информации и знаниях, нам нужны новые пути к интеграции. Флеминг указывает на то, что «дизайн-образование является одним из самых мощных средств обучения во всем спектре высшего образования. Я согласен с его убежденностью в том, что «преподаватели дизайна несут идеи устойчивого будущего учащимся, которых они учат». Его книга предлагает множество полезных методик для студентов и педагогов. Это будет способствовать дальнейшему развитию тихой эволюции, которая в настоящее время меняет дизайнерское образование для обеспечения перехода к восстановительному действию человека на Земле.
Гедеон Коссофф (2011a) недавно сформулировал рамки для новой области дизайна. Он уверен, что «переход к устойчивому обществу потребует переосмысления методов функционирования домашних хозяйств, деревень, районов, городов, городов и регионов повсюду на планете и формирование их как взаимозависимых объектов. Результатом все этого станет изменение нашей повседневной жизни, реинтеграция всех аспектов повседневной жизни для чего нужен новый тип дизайнера, дизайнер-переходник».
Дизайнеры переходного периода используют глубокое понимание взаимосвязи социальных и природных систем и придумывают решения, которые влияют на развитие и симбиоз. Мы изучаем роль дизайна в рамках того переходного состояния, которое сегодня переживает наше общество, и тем состоянием – к которому мы хотим прийти.
Пока дизайнеры не перейдут к более целостному мировоззрению, дизайн будет являться скорее проблемой, а не ее решением. Одним из самых фундаментальных изменений для дизайнеров и процесса проектирования станет смещение акцента с объектов на отношения между людьми. Органическая модель взаимодействия общества и окружающей среды заменит доминирующую, что, в свою очередь, запустит более итеративный и инклюзивный процесс разработки решений.
Число проектно-ориентированных программ, которые разделяют идеи перехода, неуклонно растет. Среди них — программа Университета Гайя «Интегративный 
социальный дизайн», «Дизайн для устойчивого развития», программа «Экологические исследования» в колледже Оберлина и аспирантура в «Экологическом дизайнерском мышлении» в колледже Шумахера. А это значит, что все большее число людей понимает важность правильного отношения к дизайну.
Другой исследователь — Эцио Манзини из Межведомственного центра исследований инноваций в интересах устойчивого развития при Миланском политехническом университете – предпринял шаги для преобразования дизайнерского сообщества изнутри. Он приглашает дизайнеров задавать важные вопросы и играть активную роль в планировании и формировании устойчивого будущего:
* Каким может быть повседневная жизнь в устойчивом обществе?
* Как вы позаботитесь о себе и о других людях?
* Как вы будете работать, учиться и перемещаться?
* Как вы будете развивать сеть личных и социальных отношений с другими людьми? Влияет ли на вас ?
* Какими вы видите развитие устойчивых сообществ?

Мазини создал открытую веб-платформу для стимулирования разговоров о нашем устойчивом будущем. Нужно отметить, что он также является президентом сети «Дизайн для социальных инноваций и устойчивого развития» (DESIS), которая работает «с местными, региональными и глобальными партнерами для продвижения и поддержки социальных изменений в сторону устойчивости». Он уверен, что в этом процессе дизайнерское сообщество, в целом, и школы дизайна, в частности, могут сыграть ключевую роль.
В Университете Гриффита Тони Фрай запустил программу «Дизайн будущего», цель которой – не просто обучить и выпустить дизайнеров, но и привить им идеи устойчивости, сделать их своего рода агентами, продвигающими эти идеи и использующими их. Стюарт Уокер руководит исследовательской группой в области устойчивого дизайна в Imagination Lancaster. Билл Рид преподает интегративный дизайн в Высшей школе дизайна в Гарварде и Университете Британской Колумбии Профессора из Университета Аалто видят за дизайном будущее… Проектное образование развивается и люди понимают и разделяют понимание центральной роли проектного образования в культурной трансформации в сторону устойчивости. Как таковые они являются своего рода катализатором поиска более устойчивых решений для большинства актуальных сегодня задач.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *